Что такое «Теория разбитых окон»?

Что такое Теория разбитых окон простыми словами? Как появилась эта теория? И где ты сталкиваешься с ней каждый день, выходя на улицу?

Что такое Теория разбитых окон простыми словами? Как появилась эта теория? И где ты сталкиваешься с ней каждый день, выходя на улицу? Обо всём этом мы с тобой поговорим в сегодняшней статье.

Меня зовут Николай. Ты на сайте SEZAMMO.RU — пора начинать!

Теория разбитых окон для ленивых

Для тех кто не любит долгие начинания и познавательные истории перейду сразу к делу:

Теория разбитых окон — криминологическая теория. В её основе лежат наблюдения о том, что если мелкие правонарушения игнорировать, то это спровоцирует других граждан на аналогичные и более тяжкие преступления.

И казалось бы — ничего нового. Ведь это всем известное правило преступления и наказания, где безнаказанность приводит к росту преступности. Но соль в том, что Теория разбитых окон основывается исключительно на попустительском отношении общества, а не на качестве работы правоохранительных органов. Но чтобы понять разницу придётся читать дальше!

Как и где появилась Теория разбитых окон?

Пожалуй не удивлю тебя, если скажу что истоки данной теории идут из-за океана. В частности со стороны США. А если ещё точней — из Нью-Йорка начала 80-ых годов прошлого столетия. В те годы «Большое яблоко» представляло собой криминальную клоаку, где в день регистрировалось более полутора тысяч тяжких преступлений. Говорить о мелких нарушениях в подобной обстановке даже не приходится — на них просто закрывали глаза.

Но случилось «чудо». Спустя 10 лет ситуация резко переменилась. Количество убийств в городе снизилось почти на 70%, а число зарегистрированных преступлений в Нью-Йоркском метро упало на 75%. Общая криминогенная обстановка выровнялась и город перестал походить на зону боевых действий.

Статистика очень хорошая, но что же изменилось?
Поменялось руководство. Причём смена руководителя произошла не в городском совете Нью-Йорка и даже не в полицейском управлении. Сменился руководитель на посту управления… метрополитена!

Девид Ганн занял кресло президента управления транспортом города Нью-Йорк. И его главной политикой на посту была… борьба с граффити! От этого общественность взбунтовалась. Ведь были куда более серьёзные проблемы, требующие оперативного вмешательства:

«Парень, займись серьёзными вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!» — цитата из многочисленных обращений возмущённого населения.

Но Ганн не изменил политику, дав ответ общественности:

«Граффити — это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10,000,000$ каждый, но если мы не защитим их от вандализма – известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

После этого развернулась масштабная борьба с граффити в поездах. Вагоны отмывались один за другим. Если на конечную станцию приходили вагоны с граффити, то они не выходили на маршрут пока рисунки не были смыты.

В 1990 году политику Девида Ганна поддержал новый начальник транспортной полиции Уильям Браттон. Если Ганн боролся за чистоту, то Браттон взялся за порядок. Его главной целью стали… безбилетники!

Начало 90-ых годов в Нью-Йоркской подземке запомнилось жителям мегаполиса. Ганн выставил на всех станциях метро до 10 полицейских, переодетых в штатское. Парни стояли возле турникетов и отлавливали тех, кто пытался проскочить «зайцем». Подобных хлопчиков арестовывали, надевали наручники и выстраивали рядами на платформе. После завершения часа пик в метро, их грузили в автобусы, где проводили обыски, а заодно прогоняли по базе данных преступников.

Почти каждое такое массовое задержание сопровождалось тем, что среди безбилетников находились разыскиваемые преступники или же те, кто имел при себе оружие. Настоящее «золотое время» для правоохранительных органов Нью-Йорка.

За короткий срок плохие парни научились трём вещам: не носить с собой оружие, оплачивать проезд и не портить поезда своими граффити. Этих действий оказалось достаточно чтобы поразительная статистика снижения криминальной обстановки во всём городе встала в основу Теории разбитых окон.

В чём суть данной Теории?

Возможно до тебя всё ещё не дошло в чём же суть Теории разбитых окон. По факту, всё дело в её названии. Если ты живёшь не в лесу, то наверняка бывал в районах своего города где «не спокойно». Главной отличительной чертой таких районов является мусор, граффити и разбитые окна.

Если в здании разбить одно окно и не заменить его на целое, то спустя какое-то время будут разбиты и другие окна!

Как правило, мусорят на улицах не заядлые преступники, а обычные граждане. Наше поведение формирует наше окружение, в список которого входят не только люди, но и места нашего проживания и пребывания. Безнаказанные мелкие правонарушения провоцируют на подобные же и более тяжкие нарушения. При этом уровень социального восприятия такого понятия как «допустимое нарушение» будет постепенно искажаться и то что ещё вчера было недопустимо, сегодня станет нормой поведения.

Бороться с этим можно лишь продвижением политики нулевой терпимости, которая была популярна во времена социализма. Эта политика включает в себя активную борьбу с мелкими правонарушениями. Причём борьбу общества в целом! Это значит что такие действия как проезд без оплаты, шумное поведение, драки, вандализм, пьянство и выброс мусора в неустановленных местах должны пресекаться не столько правоохранительными органами, сколько самим обществом. И делаться это должно «попутно» в процессе жизнедеятельности граждан, а не по специальным событиям.

Своё же название Теория разбитых окон получила благодаря примеру с окнами. Но включает в себя данная теория все случаи мелких правонарушений, где безнаказанность меньшего ведёт к нарушению большего.

Оцени статью:
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделись с друзьями:
SEZAMMO.RU
Добавить комментарий