Эра переизбытка информации, дефицита внимания и зависти. Последний пункт присутствовал в людских умах всегда, но на фоне первых двух он стал выделяться как-то по-особенному. Сама природа зависти с течением времени не изменилась, как собственно и предмет зависти — обладание жизненными благами. Эти самые блага можно условно поделить на:
- Материальные
Наличие условий физического проживания всех граждан на «среднем» уровне по меркам текущего времени и данного государства (деньги, квартира, машина, дача, еда, одежда и пр.) - Нематериальные
Наши возможности (начиная от уважения наших свобод и прав, заканчивая возможностями получения образования, работы, должностей и пр.)
Может показаться что чувство зависти вызывает исключительная разница в средствах и уровне жизни среди слоёв населения. Но это не так! Мы не завидуем тем кто много имеет и при этом много трудится. Мало кто захотел бы поменяться местами с тем же президентом. Если же наличие привилегий и денег не сопряжено с упорным трудом для их достижения, вот тут и возникает чувство зависти и злости. А отсутствие возможностей для достижения тех же условий жизни приводит людей в негодование и ярость.
Именно на разницу в нематериальных благах люди проявляют наибольшую агрессию!
Парадокс заключается в том, что большинством своих прав мы не воспользуемся за всю свою жизнь. Доходит до того, что о некоторых из них мы узнаём лишь в момент отнятия. Получается, нам важны не столько сами права, свободы и привилегии, сколько их наличие и потенциальная возможность применения.
Как пример, абсолютное большинство жителей Москвы посещает Третьяковскую галерею не более 1 раза за всю жизнь (многие не бывали там ни разу). Туристы, в свою очередь, включают Третьяковку в список обязательных мест для посещения.
Природа зависти
Так в чём же заключается природа зависти? Из умозаключений выше становится очевидно — для того чтобы в человеке взыграла зависть недостаточно одного лишь материального различия. Богатый внешний вид и высокий уровень жизни не вызывают зависти, если за них было уплачено соразмерным трудом. Зависть возникает при социальном неравенстве, где одни получают блага не прилагая к этому видимых усилий, а другим эти же самые блага не светят даже при упорном и тяжком труде.