Что такое деньги знает каждый. Но оценка стоимости денег в последнее время сместилась в сторону трат. Теперь все думают сколько товар стоит, но не о том сколько времени требуется для того чтобы на него заработать. Но обо всём по порядку…
Меня зовут Николай, ты на сайте SEZAMMO.RU — пора начинать!
Подорожание продуктовой корзины
Российское государственное статистическое агентство опубликовало результаты исследований. Согласно им подорожание продуктовой корзины на территории РФ за 2020 год не превысило 8,2%. Цифры очень неплохие. Вот только они усреднённые. Дело в том, что в обязательную продуктовую корзину входит значительно меньше товаров, чем было учтено во время «исследований». И на эти самые товары процент подорожания надавил сильней всего:
Сахар +96%
Подсолнечное масло +32%
Крупы и бобовые +24%
Макаронные изделия +17%
Так откуда же Госстат вытащил подорожание на 8,2%? Это среднее арифметическое значение по росту цен во всех регионах страны и на все учтённые товары. Иными словами, в расчёт не брался тот факт, что крайне малый процент россиян питается на сумму свыше 10 тысяч рублей в месяц. Для них продуктовая корзина разнообразием не богата и большинство продуктов из учтённого списка они попросту никого не покупают.
В связи с тем что цены в магазинах то и дело повышаются, отношение обывателя к национальной валюте стало более пренебрежительным. Тебе наверняка знакомы такие выражения как «это не деньги», «вроде ничего не купил, а столько отдал» и т.п. Иными словами, покупатель оценивает стоимость денег с точки зрения своей покупательской способности. Со счетов полностью сбрасывается важный показатель — почасовая оплата труда.
Покупательская способность денег — это финансовый показатель. Он отображает какое количество денежных единиц требуется на покупку одной единицы товара.
Казалось бы, причём тут «почасовая», если мы говорим об отношении к деньгам! Но связь, как ни странно, прямая.
Оценка стоимости денег
Итак, мы уже определились с тем, что современное общество более склонно оценивать деньги своей покупательской способностью. Исключительно покупательской способностью! Это крайне полезно в быту. Знать свои финансовые границы и, что ещё важней, не выходить за них — необходимый навык, который следует прививать с детства.
В то же самое время, одной из самых крупных статей семейного и личного расхода бюджета являются спонтанные мелкие покупки. Именно их совершают чаще всего, а на потраченные суммы не обращают внимания. Если не вести учёт расходов, то подобные траты вообще не учитываются в бюджете. А это уже ведёт к весьма неприятным результатам.
Так в чём же причина? Почему один и тот же человек, может отдать в магазине 3,000 рублей, жалуясь на повышение цен, но потратить в разы больше в течение месяца, не заметив этого?
Всё дело в том, что деньги оцениваются не только своей покупательской способностью! Не менее важный показатель — время. А точнее учёт фактора времени на процесс заработка денег. Совсем уж простыми словами это называется «заработок в час».
Постараюсь объяснить на примере:
Ты отработал месяц и получил зарплату в размере 30 тысяч рублей. Это твой бюджет до следующей получки. Исходя из него ты распределил средства на ЖКХ, здоровье, одежду, еду и развлечения (если хватило ума, то часть отложил в качестве сбережений).
После всех манипуляций тебе каким-то чудом удалось выделить 15 тысяч на еду. Ты заходишь в магазин и оставляешь там 3,000, унося с собой пакет с продуктами. Придя домой, ты начал выкладывать продукты и заметил кое-что странное…
Во-первых, ты за раз потратил 20% от бюджета на еду, а той самой еды купил не так уж и много!
Во-вторых, в пакете оказались так называемые спонтанные покупки, которые ты и не планировал брать, собираясь в магазин. Жвачка, шоколадка, упаковка чипсов… И заглянув в чек ты обнаруживаешь что эти «мелочи» обошлись тебе по 100 рублей каждая. Недорого. Но если их сложить вместе, то от потраченных 3,000 не менее 10% пришлось на незапланированный товар.
Внимание вопрос!
Ты правда будешь считать сколько денег потратил на спонтанные покупки? Или же ты остановишься на том, что посмотришь на сумму в чеке и сравнишь её с количеством приобретённого товара?
В этом и кроется проблема!
9 из 10 человек посмотрят в чек, затем на продукты, поохают и забудут. Говоря иначе, они сделают оценку на основании покупательской способности денег. Но при этом проигнорируют спонтанные покупки. Но почему так произошло? Подумай…
Заработок в час
Главная ошибка в том, что этот самый обыватель произвёл неполную оценку стоимости своих денег. Он точно знает сколько стоит товар, который можно приобрести на свои кровные. Но при этом понятия не имеет о том сколько же он зарабатывает в час! Говоря научным языком — он сопоставляет стоимость продукта с деньгами, а не с количеством времени и труда, которые ему потребовались для их зарабатывания.
Для наглядности возьмём гражданина из предыдущего примера:
Его зарплата равна 30,000 рублей в месяц. Представим что он работает по 8 часов в день, по графику 5/2. Исходя из этого у него примерно 21 рабочий день в месяц. 21 умножаем на 8 и получаем 168 рабочих часов. Заработную плату в размере 30,000 делим на 168 часов… 179 рублей в час.
30,000 в месяц звучит солидней чем 179 рублей в час, не так ли? На том маркетинг и строится. Нам тяжело расставаться с крупными суммами, но небольшие можем горстями раскидывать! Парню из примера было жалко отдавать 3 тысячи на продукты, но при этом он и глазом не моргнув, отдал 300 рублей из этой суммы на спонтанные покупки.
Так стоит ли покупка двух «дешёвых» шоколадок твоих двух часов работы? Да, их себестоимость значительно ниже и они не должны столько стоить. Это отличная тема для разговоров с бабками на лавке. Но если ты человек дела, то не должен жаловаться, а должен принимать подобные переменные в расчёт! Если это слишком дорого, то нужно сделать одно из двух: либо отказаться от покупки, либо начать зарабатывать больше. И не в месяц, а в час!
Вместо итога
Деньги это кровь экономики. Современный образ жизни подразумевает что тебе придётся зарабатывать. Но есть и обратная сторона медали — ведь тебе предстоит тратить заработанное! А это куда приятнее. Но, доставая бумажник из кармана, всегда помни, что ценность твоих денег определяется не столько их покупательской способностью, сколько твоим временем и усилиями, вложенными в их зарабатывание. Трать с умом.