Как вести семейный бюджет новичку?

Без подобной ПРИВЫЧКИ финансово обеспеченная жизнь просто невозможна. Так как вести семейный бюджет новичку? Простой способ для чайников

Я много чего рассказал про кредиты, ипотеку, обращение с деньгами и про финансы в целом. Всё это можно найти в разделе «Деньги«. Без ложной скромности заявляю, что эти статьи очень проработанные, написаны лёгким слогом и что ещё важней — их автор просто гуру финансового мира. Есть лишь одна проблема — как научить кого-то вести семейный бюджет? Ведь это основа основ и без подобного навыка… даже не так… без подобной ПРИВЫЧКИ финансово обеспеченная жизнь просто невозможна. Так как вести семейный бюджет новичку? Об этом сегодня и поговорим.

Меня зовут Николай. Ты на сайте SEZAMMO.RU — пора начинать!

Как начать вести бюджет?

Способов ведения семейного бюджета воз и маленькая тележка. Но почему-то все новички считают, что различия сводятся к тому где именно вести свои записи. Это делается на бумаге, в телефонном приложении или в электронных таблицах. Если выбирать из данного списка, то существенной разницы нет. Используй тот носитель информации, который удобен тебе лично.

Но не думай, что записи расходов хоть как-то повлияют на бюджет. Это лишь сводные данные. Не спорю — полезно знать куда и сколько денег уходит из твоего кошелька. Вот только тратить меньше ты от этого не станешь. И что же делать?

Предлагаю поступить как все нормальные люди — начать с самого начала. Любой бюджет состоит из двух частей — дебет и кредит. На простом языке это приход и расход средств. С этого и начнём.

Денежный оборот в семье

Ты зарабатываешь деньги и тратишь их. Источников дохода как правило не так много и чтобы их записать много времени не потребуется. Но сделать это всё равно нужно, ведь это твой дебет (приход средств). Думаешь это слишком просто? Тогда отвлекись от прочтения статьи, запиши свой дебет, а затем прочти дальше и узнай где ты ошибся.

Денежный оборот — это непрерывное движение денежных средств как в наличной, так и безналичной форме. То есть это как приход, так и расход средств.

Итак, важной частью бухгалтерии (пусть и домашней) являются не только денежные суммы, но и даты. Заработная плата классически делится на два платежа — аванс и зарплата. И оба этих платежа имеют как ежемесячную сумму, так и дату. Зная эту информацию проще планировать расходы. Так ты правильно расписал свой дебет или кое-что всё же упустил?

Отлично! С поступлениями разобрались. Теперь самое интригующее — расходы. Коллекционирование чеков из магазинов это конечно забавно, но крайне не наглядно. Поэтому начни новый месяц с того что будешь записывать все свои траты с указанием суммы, даты и назначения.

Чтобы не зарыться в цифрах важно упрощать процесс. К примеру, для удобства подсчёта суммы можно округлять до десятков или сотен рублей. Таким образом трата в 773 рубля в твоей бухгалтерской книге будет записана как 770 или 800 рублей (в зависимости от выбранного округления).

Тот же фокус можно провернуть и с назначением платежа. Подробный отчёт не нужен. Достаточно разделить траты по категориям. К примеру, продукты, здоровье, квартира, одежда и так далее. Не стесняйся придумывать свои категории, это ведь твоя бухгалтерия.

Категории дают общее представление о тратах, но не дают конкретики. Поэтому если увидишь что на какую-то категорию тратится слишком много денег — следующий месяц все траты из неё расписывай более детально. Но делать это заранее и постоянно смысла особого нет.

Крайне важно не просто вести бухгалтерию, но и анализировать её как в течении месяца, так и по его завершению. Никаких сложных вычислений не потребуется. Одного взгляда на траты будет достаточно чтобы понять куда ушло слишком много денег.

Как вести семейный бюджет новичку?

Замечательно! Вот ты и научился вести домашнюю бухгалтерию. Ты знаешь когда и сколько денег приходит, а так же куда и в каких объёмах они тратятся. Но это всё ещё не метод ведения бюджета. Тогда что такое метод ведения бюджета на простом языке?

Метод ведения бюджета — это дисциплина.

Возможно ты ожидал крутого определения из wiki? Не в этот раз. Конечно же техническое определение существует. Но именно дисциплина определяет саму суть любого метода ведения бюджета. И это не все сюрпризы на сегодня! Сам метод прост настолько, что им может воспользоваться даже первоклашка. В простонародье его называют «метод пяти конвертов».

Его основной идеей является разделение средств ДО того как ты начнёшь их транжирить. Каждый конверт представляет собой отдельную категорию трат (как в твоей бухгалтерии). Ты можешь создавать свои конверты, но в классическом разбиении их пять:

Ежемесячные траты

Это то, на что ты живёшь. Включает в себя оплату за квартиру (или ипотеку), ЖКХ, продукты, транспорт, плата за детский сад и конечно же кредиты. То есть всё то, на что придётся отдать деньги в любом случае.

Ежегодные траты

Это траты, которые ты осуществляешь с редкой периодичностью, но которые влетают в копеечку. Страховки, сбор детей в школу, налоги. Удобней заранее высчитать сколько денег придётся заплатить за всё это, затем поделить на 12 и откладывать каждый месяц обозначенную сумму. Подобный подход позволит уберечь твой кошелёк от разовых крупных просадок.

Сбережения

Это и та самая подушка безопасности, о которой я не раз уже говорил, и любые другие накопления. Повторять об их важности смысла нет, это должно от зубов отскакивать. Нет сбережений — нет стабильности, нет безопасности.

Финансовые цели

Не путай со сбережениями. Любая твоя дорогостоящая цель, включая покупку квартиры, машины, планирование отпуска или отправка ребёнка в университет — всё это финансовые цели. Идиоты берут на это кредит. Не хочешь быть идиотом — копи на это заранее!

Развлечения

Это те бабки, которые у тебя останутся после распределения средств по предыдущим четырём конвертам. Делай с ними что хочешь. Ходи по ресторанам, покупай технику или оставь про запас. Именно эти деньги можно тратить со словами «могу себе позволить».

Как я и упомянул ранее — эти конверты олицетворяют категории твоих трат. Можешь использовать те что выше, а можешь создавать свои. Значение имеет лишь то, что деньги распределяются заранее и запускать лапу в конверт не предназначенный под выбранную для него трату запрещено. Это аналог внешней дисциплины, призванный защитить тебя от себя же самого.

Вместо итога

Чтобы вести бюджет много ума не нужно. Создай удобную для себя бухгалтерскую книгу учёта прихода и расхода средств. Затем распредели все ежемесячные поступления по категориям. Нужно заплатить за хату — бери деньги из конверта, предназначенного для этого. Хочешь в отпуск на море — загляни в конверт финансовых целей. Не смешивай, не добавляй из другого конверта и не иди на сделку с совестью.

Помни — ты изначально расписал свой бюджет. Корректировать его можно лишь в следующем месяце! Просто следуй намеченному плану. Это и есть ответ на вопрос «Как вести семейный бюджет новичку?».

Оцени статью:
( Пока оценок нет )
Поделись с друзьями:
SEZAMMO.RU
Добавить комментарий