Доброту за слабость принимают не по ошибке. У этих понятий абсолютно разные определения, но они имеют схожие психологические ассоциации, уходящие корнями в детство. Сегодня мы поговорим о том откуда берёт своё начало данная путаница. Является ли это осознанной манипуляцией или всё же обычной подменой понятий?
Меня зовут Николай. Ты на сайте SEZAMMO.RU — пора начинать!
Манипуляции у нас в ДНК
Ты можешь считать детей невинными, наивными, доверчивыми и даже глупыми. И ты будешь прав! Действительно, в плане формирования сознания каждый ребёнок словно чистый лист. Но подсознание и предсознание у них работает так же активно как у взрослого человека.
Предсознание — это опыт, который не осознаётся в настоящий момент. При минимальных усилиях он легко возвращается в наше сознание.
Как ты мог догадаться, «новоиспечённый» человек обладает практически нулевым опытом. И потому в полную силу вступают подсознательные действия. «Проголодался — заплакал — накормили». По этой же схеме ребёнок удовлетворяет все свои базовые потребности. Но любое действие также формирует и опыт! А опыт переходит в категорию сознания и предсознания.
Что это значит с точки зрения практики? Киндер осознаёт взаимосвязь между своими действиями и их последствиями. Затем он эту связь запоминает. А после этого может спокойно применять её на бытовом уровне для удовлетворения любых потребностей.
В этот период малыш ещё не делает различий между добротой и податливостью. Но тестировать границы дозволенного ему это не мешает. Иными словами, ту же схему он будет применять для каждого своего каприза. И со временем карапуз научится определять кто из взрослых чаще остальных подвержен его манипуляциям. Именно на них он будет «отрываться» сильнее всего.
Это пример первого в нашей жизни неосознанного принятия доброты за слабость. От него в последствии и берёт начало данное заблуждение.
Обратная сторона медали
С причинами мы разобрались — доброту и слабость не путают, чаще всего их просто не различают. Это вполне объяснимое явление, если речь идёт о детях. Но тогда почему данная тенденция сохраняется в подростковом, зрелом и даже пристарелом возрасте?
Вот тут уже вина целиком и полностью лежит на том, кто те самые «добрые дела» совершает. Грудничку объяснить что-либо просто невозможно. Но индивиду, достигшему сознательного возраста, довести полезную мысль не так уж и сложно. Вопрос в том — делаешь ли ты это? Или же ты просто помогаешь по доброте душевной, не утруждая себя дополнительными разъяснениями?
«Отдашь когда сможешь» — яркий пример предоставления услуги без разъяснений причин и условий.
Слабыми мы считаем тех, над кем чувствуем своё превосходство. Возможность что-то брать, не давая ничего взамен, это тоже пример превосходства. Поэтому, делая кому-то услугу «за просто так», ты своим же поступком подкрепляешь в человеке уверенность в его превосходстве над тобой. А твои мысли и намерения при этом не играют абсолютно никакой роли.
Как научить НЕ принимать доброту за слабость?
Если коротко, то никак. Мы всегда будем путать и неосознанно подменять эти понятия. Знакомясь с новыми людьми мы каждый раз будем проверять их на «прочность». По отношению к нам это тоже применяется на повседневной основе!
Невозможно приучить кого-то к тому что ты «добрый, но сильный» с первого раза и на всю жизнь. Твои рамки дозволенного то и дело будут проверяться, причём различными способами. Ты можешь держать оборону всю жизнь, не давая себе слабины. И знакомые с тобой люди будут знать что ты именно «добрый». Но это не помешает им каждый раз, снова и снова проверять тебя… даже на бессознательном уровне.
Вывод один — мы принимаем доброту за слабость на подсознательном уровне. Так уж мы устроены. Но чтобы эти понятия не путали по отношению к тебе — придётся каждый раз доказывать своё превосходство и свою силу.